Нахаринская средняя школа является одной из старейших школ Мегино-Кангаласского улуса. В 1900 году в местности «Толоон Күрүө» была открыта церковно-приходская школа. А в 1966-1967 годах получила статус средней общеобразовательной школы. В 2015 году школа отметила свой 115-летний юбилей.      

  Нахаринскую среднюю школу в разные годы окончили 1112 выпускников.

  Из них с высшим образованием: педагогов – 127, медиков – 27, работников сельского хозяйства – 34, специалистов технического профиля – 31, экономистов – 15, работников культуры – 22, юристов – 16; со средним специальным образованием: педагогов – 60, медиков – 79, работников сельского хозяйства – 78, специалистов технического профиля – 227, бухгалтеров – 58, работников культуры – 27, юристов – 5, специалистов рабочих профессий – 306.  

   Любая школа гордится своими выпускниками, которые достигли в жизни определенных высот, которые внесли свой личный вклад в развитие наслега, улуса, республики.    

   Мы гордимся такими именами, как: Колесова-Расторгуева Марфа Петровна – заслуженная артистка РС (Я) и России, народная артистка РС, почетный гражданин Мегино-Кангаласского улуса и Нахаринского 2 наслега; Егорова Александра Петровна – магистр народной медицины, почетный меценат РС (Я), почетный гражданин Мегино-Кангаласского улуса и Нахаринского 2 наслега; Никифорова Мария Егоровна – отличник образования РФ, почетный гражданин Нахаринского 2 наслега; Никитин Николай Никитич – заслуженный врач РС, почетный гражданин Нахаринского 2 наслега; Платонов Власий Гаврильевич – отличник авиации России, почетный работник авиации РС; Платонов Петр Гаврильевич – заслуженный работник физической культуры и спорта РС, ветеран спорта РС, судья международного класса по вольной борьбе, почетный гражданин Нахаринского 2 наслега; Фомина Людмила Гаврильевна – отличник образования РС и РФ.         

В Национальном архиве РС (Я) хранятся документы, касающиеся открытия школы во 2-м Нахарском наслеге Восточно-Кангаласского улуса. Школа грамоты была открыта еще в 1885 году при Нахарской Николаевской церкви. Учителями были псаломщики церкви. А в 1900 году школа была переименована в церковно-приходскую. Первым учителем был Левин Иннокентий Николаевич. К концу года прибыл новый учитель Гаврильев Николай Дмитриевич.  Считается, что школа во 2-м Нахарском наслеге была открыта в 1900 году. Но в книге Юргановой И.И «Церкви Якутии» упомянуто, что при Нахарской Николаевской церкви в 1885 году открыта школа грамоты.        Идут годы. На смену одному поколению учащихся приходит другое. И каждому из них школа передает знания, учит их различать добро и зло, воспитывает достойными людьми. И учащиеся должны знать историю создания своей школы. Должны учиться на примере выдающихся выпускников школы. Их у нашей школы много. Действительно «школа славится не числом, а славою своих учеников».

 

Годом образования школы следует считать 1885 год, год открытия школы грамоты.

 

 

 

          Использованная литература:

Материалы из фондов НА РС(Я):

1.Ф285и оп.1,2

2.Ф287и, оп.3, д.58,59,61,62,63,64,65,66,67,

   68,69,70

3.1408, оп.1, д.6

4.Юрганова И.И.Церкви Якутии.:Изд. 2-е, перераб. и доп. - Якутск :

   Якутская епархия Русской Православной Церкви, 2010. - 396 с.

5.Дойдум миэнэ Наахара.-Якутск, 2014.

          6.Материалы Виртуального музея школы (n-muzei.jimdofree/com)

 Школа грамоты

С 1885 года началась богатая событиями и традициями жизнь обыкновенной школы. 138 лет прошло со дня ее основания. Школа во все времена являлась центром общественной жизни, культуры, созидания, хранилищем добрых и светлых дел. А жизнь начинается по-настоящему со школы, «…с картинки в твоем букваре».

Для того чтобы узнать подробности возникновения школы были изучены архивные материалы. В Национальном архиве получена архивная справка, в которой было отмечено об открытии школы грамоты в 1885 году и переименовании школы в одноклассную церковно-приходскую в 1900 году.                                                                                                                                                       В те далекие времена было очень  тяжело организовать обучение детей в школе. Связано это прежде всего с тем, что жители занимались земледелием и скотоводством. Многие учащиеся не могли регулярно посещать школу из-за занятости в тяжелом сельскохозяйственном труде сызмальства. До создания церковно-приходской школы было вменено в обязанность духовенству учить детей, труд учителя был безвозмезден. Учителями были псаломщики Нахарской Николаевской церкви.  Никаких сроков обучения не соблюдалось. И, как указано, в годовом отчете школы за 1901-1902 учебный год, псаломщики местной церкви не имея специальной подготовки, «внесли маловажную пользу в дело образования инородческих детей».

 

               Церковно-приходская школа

В 1900 году открылась Нахарская одноклассная церковно-приходская школа по инициативе священника Николаевской церкви Попова Петра Николаевича. Школа открылась с утверждения Его Преосвященства Преосвященнейшего Никанора, Епископа Якутского и Вилюйского 1 сентября 1900 года. Несомненно, это было событием огромной важности для сельчан. Выдающиеся люди наслега много лет добивались открытия школы. Об этом был вынесен общественный приговор и отправлено прошение в Якутский Епархиальный Училищный Совет. Занятия в школе начались 1 сентября. 8 декабря 1900 года школу посетил Якутский Епархиальный наблюдатель священник Н.Н.Нифонтов и: «нашел неудовлетворительным ход школьного обучения и ведения учащим персоналом… школьного дела». Об этом он оставил запись в классном журнале. 3 апреля 1901 он опять посетил школу с ревизией школьной библиотеки и школьных дел. Порядками в библиотеке остался доволен. Успехи учащихся оказались удовлетворительными. Об этом тоже оставлена запись в классном журнале.

В первый 1900-1901 учебный год было 16 обучающихся, в том числе 2 девочки. По группам не распределялись. Впоследствии, количество учащихся колебалось в пределах 10-24 человек. Как видно из архивных материалов, особое внимание уделялось школьной библиотеке. Книг было достаточно, в том числе художественных. Учителя постоянно отчитывались в получении учебников и другой литературы. Школа работала в здании церкви. Дети жили там же.

В 1905 году сельчане построили отдельное школьное здание, с квартирой учителя. Сохранилась переписка по строительству школы. Подрядчиком выступал Василий Михайлович Бубякин, который потом состоял в попечителях школы. Все сельчане принимали участие в строительстве школы. Каждая семья на воловьих упряжках доставляли бревна. Это было большим событием для всего наслега.

   Первые учителя

Первым учителем в 1900-1901 учебном году работал Левин Иннокентий Николаевич. К концу года его сменил Николай Дмитриевич Гаврильев. Заведующим и законоучителем был священник Петр Николаевич Попов.  Как видно из статистических отчетов школы, так называемых школьных листков учителями в первые годы работали:

1885-1900 гг. – псаломщики Нахарской Николаевской церкви.

1900-1901 уч.г.: Заведующий и законоучитель священник Попов П.Н.;

                                                                                                                                                Учитель Левин Иннокентий Николаевич, сын                                                                                                                                                                                            конторского  служащего (к концу года Гаврильев Н.Д.);

                                                                                                                                                  Псаломщик (учитель пения) Сизых Ал.Иванович;

    1901-1902 уч.г.: Заведующий и законоучитель священник Попов П.Н.;

                       Учитель Гаврильев Николай Дмитриевич, из мещан);

    1902-1903 уч.г.: Заведующий и законоучитель священник Попов П.Н.;

                       Учитель Гаврильев Николай Дмитриевич;

    1903-1904 уч.г.: Заведующий и законоучитель священник Попов П.Н.;

                       Учитель Гаврильев Николай Дмитриевич;

                       Попечитель Колесов Феодор Александрович, почетный  инородец;

   1904-1905 уч.г.: Заведующий и законоучитель священник Попов П.Н.;

                       Учитель Гаврильев Николай Дмитриевич;

                        Попечитель Колесов Иван Иванович;

                        Умер уважаемый сельчанами священник Попов Петр  Николаевич, который содержал на своем иждивении троих 

                         сирот-школьников;

                         Учащихся было всего 10 человек. Был  голодный год, родители не могли обеспечить питание детей-школьников;

   1905-1906 уч.г.: Заведующий и законоучитель священник Попов Александр Петрович;

                         Учитель Гаврильев Николай Дмитриевич;

  1906-1907 уч.г.: Заведующий и законоучитель священник Попов А.П.;

                          Учитель Титова Устинья Андреевна, назначена 28.08.1906;

   1907-1908 уч.г.: Заведующий и законоучитель священник Попов А.П.;

                          Учитель Никитина Мария Яковлевна;

                          Попечитель Бубякин Василий Михайлович;

    1908-1909 уч.г.: Заведующий и законоучитель священник Попов А.П.;

                          Учитель Никитина Мария Яковлевна;

                          Попечитель Колесов Яков Яковлевич;

1909-1910 уч.г.: Заведующий и законоучитель священник Попов А.П.;

                          Учитель Сизых Вера Николаевна, дочь священника;

                          Псаломщик (учитель пения) Попов Николай Петрович;

                          Попечитель Бубякин Василий Михайлович;

1910-1911 уч.г.: Заведующий и законоучитель священник Попов А.П.;

                          Учитель Сизых Вера Николаевна, дочь священника;

                          Учитель пения она же;

1911-1912 уч.г.: Заведующий и законоучитель священник Расторгуев Михаил

                          Иванович;

                          Учитель Платонов Иван Иванович, один из первых

                          выпускников школы (Школа носит его имя);

1912-1913 уч.г.: Заведующий и законоучитель священник Расторгуев М.И.;

                          Учитель Платонов Иван Иванович;

                          Псаломщик (учитель пения) Расторгуев М.И.;

                          Попечитель Бубякин Василий Михайлович;

1913-1914 уч.г.: Заведующий и законоучитель священник Расторгуев М.И.;

                          Учитель Платонов Иван Иванович;

                          Псаломщик (учитель пения) Попов Н.П.;

1914-1915 уч.г.: Заведующий и законоучитель священник Расторгуев М.И.;

                          Учитель Платонов Иван Иванович;

                          Псаломщик (учитель пения) Попов Н.П.;

                          Попечитель Бубякин Василий Михайлович;

1915-1916 уч.г.: Заведующий и законоучитель священник Расторгуев М.И.;

                          Учитель Платонов Иван Иванович;

                          Псаломщик (учитель пения) Попов Н.П.;

                          Попечитель Бубякин Василий Михайлович;

1916-1917 уч.г.: Заведующий и законоучитель священник Расторгуев М.И.;

                          Учитель Винокурова Екатерина, жена диакона;

                          Попечитель Бубякин Василий Михайлович.

Данные взяты из школьных листков Нахарской церковно-приходской школы 2-го Нахарского наслега Восточно-Кангаласского улуса за 1900-1916 гг. (ф.287и, оп.3, д.61).

 Первые выпускники

Платонов Иван Иванович - Первый учитель из наслега.

Первый учитель – уроженец наслега, просветитель родился в 1893 году 30 января во 2-м Нахарском наслеге. Отец - Платонов Иван Еремеевич, мать - Платонова Акулина Николаевна. В 1900-м году поступил в церковно-приходскую школу. В 1910 году окончил 4-х классное училище в г. Якутске. В том году работал учителем в Легойской школе Усть-Алданского улуса. С 1911 по 1916 год работает в Нахарской церковно-приходской школе, которую сам окончил. В родном наслеге с первых дней окунулся в активную общественную деятельность. В школе обучал не только школьников, но и взрослых. Оставил по себе неизгладимую память как первый учитель-просветитель из числа уроженцев наслега. В 1916-1921 гг работал учителем в Тыллыминской школе. В 1921 году вернулся учителем в родной наслег. Из числа его учеников выросли известные, не только в улусе, но и республике, деятели. Например: Председатель ЯЦИК   Бубякин Николай Васильевич, Председатель Верховного Суда Якутской АССР Платонов Афанасий Алексеевич; советско-партийные работники: Кириллин Иннокентий Георгиевич, Ефремов Спиридон Ефремович, Григорьев Петр Михайлович, Фомин Георгий Семенович и др. Также у него учились преподаватели пединститута и педрабфака: Константинов Х.И., Платонов Михаил Иванович; учителя: Наумовский Михаил Гаврильевич, Потапов Николай Егорович, Потапов И.А., Сидоров Гаврил Яковлевич, Карпов Николай Афанасьевич, Уломжинскай Василий Романович и др. Иван Иванович умер 28 сентября 1946 года. Из 35-летней трудовой деятельности 14 лет учительствовал. Во время работы в наркомате просвещения помог в строительстве здания школы в родном наслеге. Это здание сдано в эсплуатацию в 1932 году и наша школа в нем работала до 2005 года. Дети Учителя стали учителями: Калисфена Ивановна работала в Хаптагайской школе; Кыдаана Ивановна – кандидат филологических наук, преподаватель Якутского университета, Саталина Ивановна – преподаватель Якутского педагогического училища. В нашей школе работают представители педагогической династии Платоновых.

Николай Васильевич Бубякин –  советский государственный деятель

16 мая 1914 года в Нахарской церковно-приходской школе подвергнуты испытаниям 16 учащихся. Первым в списке значится Бубякин Николай Васильевич, родившийся 15 сентября 1898 года. Все испытания сданы на отлично и хорошо. В графе «Считает ли комиссия достойным получить свидетельство» отмечено «Достоин». Из 16 учащихся свидетельство получили трое. Остальные не получили свидетельство, некоторые оставлены на повторный курс, некоторые переведены в следующую группу.

Николай Васильевич Бубякин со времен гражданской войны до 1937 года работал на разных руководящих должностях. В 1920 г. председатель насревкома 2-го Нахаринского наслега, в 1921-24 гг. секретарь волревкома, председатель волревкома.  В 1924 году на съезде Советов Якутского округа его избрали председателем Якутского окружного исполнительного комитета. На этой должности проработал до 1928 года. В 1928 году назначен на должность Председателя Якутского Центрального Исполнительного Комитета (ЯЦИК), одновременно работал Председателем Совета народных комиссаров (СНК). Затем был переведен народным комассаром сельского хозяйства. В последующие годы работал на разных должностях. В 1937 году был репрессирован. Его обвиняли в сотрудничестве с белобандитами. В годы гражданской войны он в одно время был захвачен в плен отрядом Алексеева и как грамотного человека его заставили работать писарем в штабе белых. Расстрелян в 1942 г. в тюрьме. Его доброе имя восстановлено в 1956 году.

В своем докладе я затронула тему создания школы. А история школы богата разными событиями, блестящими Учителями, выдающимися выпускниками. В будущем рассчитываю дополнить эту тему из истории школы советского периода.

№28                                                                                           №23-й

 

 Летопись

Нахарской церковно-приходской школы

 

 

Составлен 1901 года 23-го декабря

 

1901-1902 учебный год

(Второй год существования школы)

1)            Организация школы

 

Нахарская одноклассная церковно-приходская школа основана с утверждения Его Преосвещенства Преосвещеннейшаго Никанора, Епископа Якутскаго и Вилюйскаго, 1-го сентября 1900 года. А прежде с 1885 года школа сия имела наименование школы грамоты. Она в течение этого периода времени не имела официального учащего лица, а должность эта налагалась на местных псаломщиков. Когда сия школа переименована в церковно-приходскую школу, то должность учащего лица перешла в официальность; в 1900 году Якутским Епархиальным Училищным Советом по благословению Епархиальнаго Архиерея назначен учителем сын канцелярского служителя Иннокентий Николаев(ич) Левин, а заведывание школою поручено местному священнику Петру Попову. В конце 1900-1901 учебного года произошла перемена учащих лиц, по резолюции Епархиальнаго Училищнаго Совета, назначенный учитель был уволен от сей должности, а вакансия замещена окончившим курс второклассной школы в г. Якутске из мещан Николаем Дмитриевичем Гаврильевым, который и по настоящее время ведет посильный труд учительской деятельности, с жалованием в год 300 рублей.

Управление Нахарской школы принадлежит Якутскаму Епархиальнаму Училищнаму Совету по особым наблюдением Окружнаго наблюдателя Священника Василия Евтропиевича Охлопкова.

 2)            Содержание школы 

На содержание школы поступили средства из местного общества и из казенных средств. На ремонт здания школы и на пополнение учебных принадлежностей опускаются средства из местного общества; а книги высылаются бесплатно из Якутскаго Епархиальнаго Училищнаго Совета и также за 1900-1901 уч.год высылались учебные пособия как-то: ручки, перья, бумаги, доски и т.д. А за 1901-1902 уч.год опускались средства из местного общества, на приобретение учебных пособий. Особых благотворений по бедности населения не имеется. В начале 1901-1902 учебного года местное общество по внушению и просьбе местного священника избрали из своей среды попечителя для школы, одного почетного Инородца Феодора Алекс. Колесова, который  внес после назначения его попечителем, лепту на приобретение стеновых часов, для распределения времени. Таковое сочувствие инородца к школе произвело на учащих лиц радость. На отопление школы поступают средства из местного общества. На освещение школы в ночное время, опускаются средства из церковных сумм в год по 5 рублей. Книги как было уже сказано высылаются из Епархиальнаго Училищнаго Совета; Учащие лица, делая проверку в школьной библиотеке в начале 1901-1902 уч.года упразднили книг пришедших в ветхость; за пополнением оных недостатков обратились с просьбою выслать.

На содержание сторожа при школе выдается средство из Епархиальнаго Училищнаго Совета, в год по 60 р. в Якутское Уездное Отделение Епархиальнаго Училищнаго Совета.

3)            Школьная жизнь

Школа вмещается в старом дому священника. Весьма не удобном, тесном и холодном, но зато по приговору прихожан-общественников приготовляется материал /лес/ по школу нового здания.

 

4)            Учебное время за 1901-1902 учебный год

Учебных дней, по вычислению учащих лиц, от 1-го сентября по 20-е число мая, 183, а праздничных – 83 дня. В состав количества праздников входят два местных праздника; оба в честь святителя Иннокентия, Епископа Иркутскаго; 26-го ноября Преставление Святителя, и 9 февраля, перенесение мощей святителя. По не имением программы для церковно-приходских школ издаваемых Училищным Советом при Святейшем Синоде, не состоялось правильное распределение числа учебных часов и также учебный материал. В каждый учебный день бывает по 5-ти уроков 50-минутных, с промежутками на 10 минут. Оканчиваются уроки в 2 часа пополудни. После сего учащиеся отдыхают до 4-х часов вечера, а 4-х ½ часов вечера начинаются вечерние занятия. Предметом вечерних занятий служат повторение пройденных уроков, заучивание учениками уроков, требующих более продолжительного труда и редко занятия эти предваряются устной беседой учащего с учащимися о правилах школьной жизни.

 

5)            Обучение за 1901-1902 учебный год.

(1-я четверть года).

  По успехам учащиеся вначале сего учебного (года) разделены на три группы. В старшей группе причислены ученики оказавшие вполне удовлетворительный успех по всем предметам, на проверочном испытании, бывшем вначале сего учебного года в присутствии заведующего школою и учителя; на сих учащихся возлагается надежда учащих лиц об окончании ими курса в сей школе по общей программе одноклассных церковно-приходских школ, издаваемых Училищным Советом при Святейшем Синоде. В среднюю группу причислены ученики не вполне обладающие русским наречием и оказавшие на испытании не удовлетворительный успех, с которыми за сей учебный год предполагается пройти половину установленной программы для церковных приходских школю Младшая группа замещалась вновь поступившими в школу детьми, отнюдь не обладающими не чем, но только запасшиеся азбукой жизни, извлеченной из жизни своих родителей – воспитателей. Такая групперовка учащихся хотя не правильна для церковно-приходских с двух-годичным курсом для русских детей четырехгодичным курсом для инородческих детей, но по колебанию успехов учащихся и по влиянию подготовки, принята такая групперовка. Итоги пройденных уроков за первую четверть 1901-1902 учебного года, по всем предметам, записаны в особой бумаге под заглавием: Конспект пройденных уроков по всем предметам за 1-ю четверть 1901-1902 уч.года. Вообще за общий обзор школьного обучения, можно отнести следующие не достатки, за первую четверть 1901-2 учебного года. 1) Во первых неразрывная плохая подготовка учащихся по русскому языку; а предмет этот важный, он есть главный двигатель успеха школьного обучения. По сопутствованию плохой подготовки по русскому языку, хромали все преподаваемые предметы. Против этого тормоза, учащим, по совету некоторых пособий, принята новая общепринятая форма обучения вопросо-ответная, которая имеет целью легко наводить ученика к ответу. Но не станем говорить, о том какой вид имеет эта форма обучения, это уже сказано людьми интеллигентными, и обладающими большим талантом в духе педагогики и дидактики. Но скажем, о том как она помогает нашему школьному обучению. Эта форма обучения была принята, только в старшей и средней группе.

 С помощью этой формы обучения вырабатывались статьи из Священной истории и статьи заимствуемые из книг. Статьи заимствуемые из учебников выбирались заранее до уроков и при чем выбирались такие из содержаний которых, можно вывести нравственный вывод которая и есть истинная потребная часть Нахарской школы, потому что она преимущественно состоит из инородческих детей; а инородцы по своей нравственности отстают от русских; дабы значит нравственным выводом из статей, впустить в среду инородцев некоторую струю нравственности.

  А из статей Священной истории Ветхого завета, нравственные выводы, выводились, смотря по содержанию статей.

          Затем очень необходимо указать на планы занятий за 1-ю четверть года, по вновь принятой учащим лицом формы обучения вопросо-ответный. Это будет учесть не лишним, что может быть сие образцом для учащих лиц впоследствии. Учащие могут проверить свою практику, по сему плану уроков, и причем смогут найти хороших сторон вопросо-ответной формы обучения и прибавить сему, а также могут найти худые стороны сей же формы и искоренять. План выработки статей заимствуемых из учебников следующих. Задав самостоятельные письменные работы по арифметике и по русскому языку двум группам, учиетль подходит к старшей, к средней группе. (В средней гр. форма обучения сокращалась в виду  плохой подготовки учащихся по письму, вследствии чего опускалась с виду письменная передача учащимися, выработанной статьи). Затем учитель, одному ученику заставляет прочесть заглавие предлагаемой статьи, и книги в это время закрываются, и начинается предварительная беседа учителя с учениками, и перевод заглавия на якутский язык. Предварительная беседа делается с целью дать ученикам общее понятие, о читаемой статьи. После предварительной беседы учитель, ученикам велит открыть учебники и следить за чтением учителя; учитель по силе возможности старается читать выразительно и переводить предложения на якутский язык. Чтение учителем статьи имеет две имеет цели: во первых учитель дает пример выразительного чтения, во вторых внимание учеников сосредоточивается на читаемую статью, и чуждается это внимание, нарушения классной дисциплины. Перевод делается с целью вполне дать понятие о читаемой статьи детям инородцев, совокупно с переводом объясняются не понятные слова. Учитель прочитавши статью заставляет прочесть одному из учеников, а другие внимательно следят за чтением ученика, а кто желает из учеников сделать проверку, то тот поднимает правую руку. Ученик читает с переводом. Если статья подразделяется на части, то вызванный ученик читает первую часть статьи. Затем книги закрываются и учитель предлагает ученикам наводящие вопросы, обхватывающие первую часть статьи; на которые ученики должны отвечать по силе возможности полно, заимствуя первые слова предложения от вопроса учителя. Учитель ученикам предложив вопрос не много останавливается, - дабы ученикам дать время подумать над его вопросом, а потом уже спрашивает одного из учеников. Во время этого момента учитель наблюдает за учениками, как-бы они не нарушили классную дисциплину; ученику нарушившему онаго предлагается учителем вопрос, для того чтобы отвлечь их от праздности и пассивности. После наводящих вопросов часть статьи разсказывается одним учеником, а другие слушают. Ученик при разсказе старается, по силе возможности выражаться, собственными словами, отнюдь не по книжному, которое придает вид зубрения. Так же вырабатываются и последующие части статьи. Когда статья кончится, то тогда выводится нравственный вывод, посредством живой беседы учащего с учениками; а затем всецельно разсказ разсказывается одним учеником. После сего учитель пишет вопросы, на которыя ученики отвечают письменно на тетрадях, не опуская с виду нравственнаго вывода из статьи. Статьи из Священной истории вырабатывались в таком-же порядке, исключая только письменнаго изложения статьи. В младшей группе учащий по Закону Божию допустил весьма большую ошибку. В сей группе за две четверти учебнаго года проходили молитвы. Эти молитвы заучивались хором, со слов учащего. Заучивая так учитель с виду опустил объяснение и о употреблении молитвы, что и считается важнейшей ошибкой; во первых объяснение выходит тем необходимым, что дает понятие об общем смысле молитвы; во вторых и самый ход обучения выходит механическим, чем и  утруждает память учащихся.

         Для того чтобы научить учеников правильно писать учащий заставлял писать диктовки. Прежде тем заставлять писать диктовку учащий писал на классной доске правило, о том от чего ученики должны избегать при письме диктовки; или передавал это правило устно; а затем начинал диктовать; при этом учащий по силе возможности старался произносить слово ясно, отчетливо. Если приходилось писать предложения многосложныя, то учащий велел ученикам повторить все хором, а потом заставлял повторить одному из учеников, а затем уже велел писать.

Стихотворения вырабатывались сперва, как и статьи-же, а потом заучивались по частям хором.

В младшей группе учащий по неопытности допустил ошибку. Эта ошибка состоит в том, что он не сумел вести совокупно обучения грамоте и письму; последнее начато с половины 1-й четверти. Обучение велось по звуковому способу, с помощью передвижных букв. Пред уроком русскаго языка в младш. группе учитель на планке передвижных букв, слаживал буквами слова, сперва якутским, а потом и русским, с переводом на якутский язык; сперва слова разлагались на слоги, слоги – на звуки, а потом обратно звуки слаживались в слоги, а слоги – составляли читаемое слово.

Разсмотрев по силе возможности ход двух главных предметов, нужно приступить к разсмотрению второстепенных предметов.

К преподаванию арифметики можно отнести следующее. При ознакомлении учеников с действиями, оказали весьма удовлетворительный успех дети инородцев. Учащие из того факта, разсуждая выводят, что дети инородцев смышленее русских, по отношении умственных сил; и что у инородцев умственная сила развивается от их трудовой жизни, а у русских отчасти труд не развит. В прошедшем 1899-1900 учебном году, по арифметике нечего не пройденно, по влиянию котораго ход обучения по арифметике шло медленно. Сперва по обучению арифметике учащий допустил ошибку; не зная постепенныя переходы. Сперва следовало-бы пройти однозначныя числа, а потом двузначныя и моногозначныя; а учащий смешал однозначныя и двузначныя числа вместе, и потому учащиеся воспринимали трудно.

По преподаванию Церк. слав. языка. При ознакомлении учеников с буквами церк.слав.языка учащий приступил так; сперва сравнивал буквы церк.слав.языка с буквами русскаго языка, сообщил о употреблении славянскаго языка в церковном Богослужении; из котораго выдается следующий факт. Некоторыя ученики по своей любознательности спросили у учащаго:«Почему не употребляется русский язык в церковном Богослужении?» На то учитель чуть-чуть было не сробел; Но пообдумавшись ответил на сие так; а вот, дети, русский язык не употребляется, в церк.Богослужении, потому что он сладен с Славянским языком, потому что Славяне были предки наших русских». На сколько правильно, не знаем. Хотя этот вопрос легок, но приискать его учащему было трудно, он на это употребил не мало времени, а это было потому трудно, что учащий не вполне подготовился к уроку; и не вполне владел материалом предмета.

На церковное пение учащим обращенно большее внмание, как на предмет имеющий большее значение, в школьном обучении после Закона Божия. Но к сожалению не все ученики обладают слухом; а это суть дети инородцев. У детей инородцев нету слуху, по влиянию климатических условий, потому что якутская область страна холодная; отчасти от того что они не развивают слух до поступления в школу.

По чистописанию прежде чем начать обучение, учащий сообщил как сидеть при письме и как пользоваться орудием письма. Кроме того в младшей группе учащим сообщенно о сходствах между буквами и заучивали частныя элементы букв.

Ни каких изменений и дополнений по обучению, не происходили, за 2-ю четверть сего 1901-1902 уч.года, а все шло по прежним приемам.

Во вторых на ход обучения за 1-го 2-го четверти года имеем худое влияние не имения в школьной библиотеке соответствующих программ учебников, и учебных пособий.

За 3-ю четверть года были следующия перемены по обучению. По внушению законоучителя преподавание Закона Божия с вопросо-ответной формы обучения, перешла к излагательной форме обучения. Первый раз по излагательной форме обучения, по не привычности учащихся, получались весьма скучныя и темныя результаты, но теперь не много привыкли разсказывать самостоятельно, без помощи вопросов. А по остальным предметам изменений не было. В течении этой четверти года учащим замечено следующий факт. В один учебный день, пред общей молитвой учащий осматривая класс, заметил бодро сидящих учеников, которыя занимались составлением письма. Составляли они так не умело, что учащему пришлось остановить их, надеясь на будущее. Из этого можно судить, что судьба всякой инородческой школы зависит, как и в русской-же школе, всего более от взглядов местнаго населения. Инородцы как и русские-же давая детей в школы думают, что их дети в не значительный период времени, должны выдти из школы людьми грамотными, но совершенно не понимают, того высшаго идеала, к которому большею частью стремятся исполнить наши церковныя школы. Быть можно хорошим писарем в наслеге, или улусе, но безнравственным и не религиозным человеком; какия и встречаются в инородческих населениях. Но вполне отвергая по не знанию, стремления наших школ, инородцы иногда считают не достачным силы учащаго, если из его школы не выйдут хорошия грамотеи. В виду этого в наших инородческих школах, полезно было-бы преувеличить самостоятельныя письменныя упражнения, чтобы пред населением не уронить авторитет нашей деятельности и школы вверенной нам.

 

                    6) Школьная библиотека, ея состав и порядки

В школьную библиотеку книги высылаются, как было уже сказано в предыдущих строках, из библиотеки Якутскаго Епархиальнаго Училищнаго Совета. Библиотека разделяется на две части: на учебною и внеклассную библиотеку. По этим двум частям имеется два хронологических каталога; по отделам этих двух каталогов книги и помещаются в шкапу, для книг. В начале сего учебного года, книг в библиотеке было всего, по числу экземпляров 245, из коих 146 книг, книги учебной библиотеки и 99 книг в внеклассной библиотеки. Хронологический каталог книг учебной библиотеки подразделяется, по числу преподаваемых в школе предметов, на 6-ть отделов. 1-й отд. Закон Божий. 2-й отд. Русский язык и чистописание. 3-й отд. Арифметика. 4-й отд. Церк.слав.чтение. 5-й отд. Якутский язык. 6-й отд. пение. Хронологический каталог книг внеклассной библиотеки подразделяется на 4-ре отдела. 1-й отд. Книги Духовно-нравственнаго содержания. 2-й отд. Книги историческаго и географическаго содержания. 3-й отд. Повестей, разсказов, стихотворений и педагогическия журналы. 4-й отд. Книги церковно-певческаго содержания. Учебныя пособия и школьный архив, помещаются в нижних полках библиотечнаго шкапа. В 1-х числах месяца ноября 1901-1902 уч.года получено из библиотеки Епарх.Училищнаго Совета 18 экземпляров книг; из коих 17 экз. записаны в каталог книг учебной библиотеки и 1 экземпляр – в каталог книг внеклассной библиотеки; и за 6 месяцев 1901 года получены ежемесячныя педагогическия журналы: «Народное образование». Итого, за 2-ю четверть всего 1901-1902 уч.года, было 264 экземпляров книг, из коих 163 экз. учебников и 101 экз. внеклассной библ.

13-го января 1902 года из библ. Якутскаго Уезднаго отделения Епарх.Училищнаго Совета, получены 178 экземпляров книг; из коих 14 экземпл. причислены в учебную библиотеку, все прочие – в внеклассную библиотеку; итого всего с прежними книгами вышло 442 экземпляра книг.

(28-го апреля того же года из библ. Якутскаго Церковнаго Братства, получены чрез Вост.-Канг. Инородческую управу, 29 экземпляров книг; из коих 19 экз.перечислены в учебную библиотеку, все прочия 10 книг – в внеклассную библиотеку. Книги сии все духовно-нравственнаго содержания, приспособленные к беседе с детьми – школьниками. Итого всего с прежними книгами – 471 экземпляров). В скобках зачеркнуто.

Перепроданы! весной 1902 г.

 

 

Ступени развития школы:

1885 – 1900 сс. –  Школа грамоты

1900 – 1917 сс. – Церковно-приходская школа

1917 – 1919 сс. – Одноклассная начальная школа

1919 – 1921 сс. – Школа первой ступени

1921 – 1922 сс. – Двухкомплектная трудовая школа

1923 – 1933 сс. – Начальная школа общего образования

1934 – 1961 сс. – Семиклассная школа

1962 -1965 сс. – Восьмиклассная школа

С 1966 года – Средняя школа

 

 

 

 

 

 

Здание школы без пристройки

 

 

 

 

 

Здание школы с западной стороны

 

 

 

 

 

 

Вид школы в 1950-е годы. Парадный вход

 

 

 

 

 

 

 

 

Распоряжение Исполкома Мегино-Кангаласского районного Совета депутатов трудящихся об открытии средней школы от 12 августа 1965 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

Распоряжение районной администрации МР "Мегино-Кангаласский улус" от 14.01.2021 г №12 "Об изменении наименования МБОУ "Нахаринская СОШ"", в связи с присвоением имени И.И.Платонова.